Мир коллекционирования – это особая атмосфера. Многие друг друга знают лично, а с незнакомым единомышленником легко отыскать кучу общих знакомых по увлечению. Известная теория шести рукопожатий тут чаще всего легко сокращается до одного – знакомый знакомого. Конечно, в наиболее массовых увлечениях – как филателия или фалеристика – дистанция может быть и побольше. Если взять шире – не только коллекционеров, но вообще хобби – резьбу по дереву, вышивание, выращивание кактусов или содержание аквариумных рыбок и так далее – там схожая ситуация, более узконишевые группы лучше знают друг друга, а у наиболее популярных хобби пересечений меньше.
Но в основном всё это варится в своём узком кругу, они почти не заметны обывателю. Как бы хобби без внешних проявлений. Мы же вот знаем – есть коллекционеры марок, их вроде даже много. Ответьте себе на вопрос – вы знаете, где и когда проводили филателистическую выставку? И примерно такая же картина по многим другим увлечениям.
Но есть и приятные исключения. Самый наглядный пример – увлечение ретротехникой. Выставки автомобилей из прошлого вызывают интерес и восторг зрителей. Они часто попадают в федеральные и местные новости. Автопробеги дают возможность поглазеть на предмет их увлечений не только жителям крупных городов, но и всех населённых пунктов по пути движения – с приветствиями и положительными эмоциями зрителей. Плюс ко всему, владельцы таких авто любят путешествовать на своей технике по всей стране, что сильно расширяет круг восхищающихся.
И хотя ретроавтомобили постоянно на виду и привлекают внимание, о тех, кто этим машинам дарит вторую жизнь – известно гораздо меньше. Хотя о своём увлечении они готовы говорить часами. Знакомьтесь, реставратор Анатолий Попов, город Симферополь, владелец ГАЗ-21 И «Волга», 1960 года выпуска.
- Ретротехникой я увлечен с самого детства, тогда у меня были открытки с ретроавтомобилями, которые пересматривал с интересом часами, наверное тогда и зародилось первое желание обладать подобной машиной.
До появления «Волги» занимался исключительно мотоциклами, восстанавливал, переделывал и даже строил самодельные. Возиться в гараже создавая какие-то необычные вещи - мое хобби, не могу сидеть без дела, руки постоянно должны быть чем-то заняты. И вот в один день, когда все начатые проекты были закончены, и пришло время браться за следующий, появилось непреодолимое желание приобрести ретроавтомобиль. Денег на покупку хорошего автомобиля не было, был только голый энтузиазм и желание пройти весь путь реставрации. Начал поиск авто по цене металлолома, и вскоре по наводке соседа по гаражу я нашёл эту «Волгу» (ну или «Волга» нашла меня). Состояние у неё было плачевное, кузов гнилой, а салон истлел в прах и несмотря на это, мне она понравилась и я принял твердое решение о покупке. Я был её последний шанс, за спиной стояли приемщики металлолома.
- Времени, сил и денег много пришлось потратить?
- Честно признаться, с таким объёмом работ мне предстояло столкнуться впервые. Изначально был уверен, что смогу её сделать за полгода. Какой же я был наивный и как ошибался, забегая вперед скажу, что в итоге на реставрацию у меня ушло целых 9 лет! Все делал сам, вечерами после работы и по выходным, попутно пришлось осваивать профессии жестянщика, рихтовщика, маляра и т.д. Это позволило сэкономить деньги. Ну и мне самому интересно работать руками, осваивать что-то новое.
Самым трудным было не сдаться, когда проект переходит в разряд долгостроя у большинства людей энтузиазм угасает и авто заканчивает свою жизнь на пункте металлоприемки. Пока делал свою «Волгу», я стал свидетелем кучи примеров с таким концом. Поэтому для себя решил, не стану одним из таких людей, и несмотря на все трудности смогу довести начатое дело до конца, наверное, это была самая главная мотивация. Т.к. в процессе реставрации были восстановлены абсолютно все узлы и агрегаты, сейчас эксплуатация не доставляет особых проблем, «Волга» очень надёжная, изредка все же случаются мелкие поломки, но они легко устранимы.
Конечно, в отличие от современных машин, у «Волги» есть свои нюансы, она периодически нуждается в смазке, приходится несколько раз в сезон лезть в яму и шприцевать литолом около двадцати точек смазки.
- А как родные относятся к несколько необычному хобби?
- Пока 9 лет сидел в гараже, семья к этому увлечению относилась нейтрально (иногда, конечно, поступали предложения чтобы я избавился от этой машины), но после того как работа была сделана, все оказались в полном восторге, теперь для них это предмет гордости, и при любом случае с удовольствием предпочитают ехать именно на «Волге»!
«Волгу» в первую очередь делал для того чтобы на ней ездить, естественно, не на каждый день, а как автомобиль выходного дня. Поэтому если проходят какие-то выставки или тематические
мероприятия, я стараюсь их не пропускать.
- Помимо этого и активно путешествуете?
- По Крыму постоянно, несколько раз мы с женой и сыном ездили в дальние поездки, два раза на Кавказ, а этим летом съездили аж в Питер. Несмотря на то что на «Волге» нет современных благ в виде кондиционера, пассажиры всегда довольны, путешествовать на ней комфортно, просторный салон и мягкие диваны, которые, кстати, раскладываются в спальное место.
В 2023 году были на выставке в Ставрополе, где по итогам голосования мою «Волгу» признали лучшим ретроавтомобилем. Было очень приятно. На обратном пути у Крымского моста уткнулись в пробку – это когда всем известный взрыв там был. Ситуация была непонятная, насколько всё затянется, сильно ли пострадал мост. Но в машине был уверен. И мы решили не терять времени и отправиться вокруг, по новым территориям. Путь преодолели без каких-либо проблем, дорога отличная (новый асфальт), легковых машин мало, много грузовиков и военной техники, но все спокойно. Пробег составил 2740 км, расход топлива 10 л /100 км, расхода масла нет, «Волга» как обычно показала себя с лучшей стороны, не доставив никаких проблем!
- Насколько понимаю, увлечение со временем стало профессией?
- Именно так. Эта «Волга» кардинально поменяла мою жизнь. Благодаря ей я освоил профессию жестянщика и уже более 10 лет занимаюсь изготовлением на заказ ремкомплектов кузовных деталей для ГАЗ-21. И в целом занимаюсь реконструкцией автомобилей и мотоциклов – уже 14 лет.
После «Волги» я отреставрировал мотоцикл М-72, потом очень редкую немецкую коляску AJL Spezial, а сейчас восстанавливаю мотоцикл NSU 1934 года.
Беседовал Валерий Подколзин.